Костомукша: живая энциклопедия городской жизни
Картинка
 главная экополис опыт организации |
Лого Экополис
Денежная оценка природных ресурсов административной территории Костомукши


    С началом рыночных реформ в России произошло изменение экономической и хозяйственной сферы: деньги из формы учета и контроля (которая была для них характерна при плановой экономике) превратились в форму измерения капитала; изменились отношения собственности; природная рента стала важнейшим источником первоначального накопления капитала. Стихийный характер ценообразования без учета экологической и социальной составляющей на объекты окружающей среды искажает их реальную ценность. Механизмы рыночного регулирования не приобрели экологическую направленность.
  Основным средством, позволяющим сделать рыночные механизмы экологически ориентированными, является включение экологической составляющей в экономическую оценку ресурсов и объектов окружающей среды. Их правильная оценка ведет к значительно более корректному, чем сегодня, расчету структуры богатства государства, региона и локальных территорий. Без учета социально-экологического фактора в экономическом развитии неизбежны серьезные стратегические и тактические просчеты, как в области управления административных территорий, так и при проведении инвестиционной политики.
  Ошибочно полагать, что выход из кризиса возможен без учета ценностной составляющей в экономической оценке ресурсов. Более того, игнорирование социально-экологических аспектов в экономике природопользования на ранних этапах формирования рынка приведет к серьезным просчетам, которые значительно усугубят экономическое состояние в будущем. Проблема учета экологического фактора в экономической оценке ресурсов не является чисто Российской. В последнее десятилетие опыт международной практики показал, что экономика не может быть эффективной без экологической составляющей в учете. Поэтому, начиная с конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро, в практике природопользования многих стран мира наметилась отчетливая тенденция включения экологической и социальной составляющих при экономическом управлении государств, регионов и локальных территорий через систему экологических счетов. В немалой степени этому способствовала разработка статистическим отделом ООН единых принципов системы эколого-экономического учета (СЭЭУ) (ООН, 1993).
  Практическая значимость такого подхода состоит в том, что, например, при выделении инвестиций в какой-либо регион России, разговор при рассмотрении бизнес плана или региональной программы происходит на понятном, принятом в международном сообществе языке, выраженном в денежных и физических (не денежных) единицах. Это значительно ускоряет рассмотрение предложений и оказывает положительное воздействие на принятие решений об инвестициях. Таким образом, международный опыт в этой области представляет интерес для России, которая обладает значительными запасами природных ресурсов, и экономика которой в настоящее время ориентирована на их добычу и первичную переработку.
  При всем многообразии подходов в разработке статистических систем, описывающих взаимосвязь между природной средой и экономикой, четко можно выделить два альтернативных направления:
- представление статистических данных о состоянии окружающей среды, как правило, в описательной форме, выраженной в физических единицах;
- статистика, отражающая экономику, выраженная в денежных единицах, а эколого-экономические связи описываются, если, например, надо показать фактические затраты при ликвидации ущерба.
  В случае с СЭЭУ (система эколого-экономического учета) отражение экономических данных в денежных выражениях было расширено за счет включения данных по использованию окружающей среды. Целью подобных систем является всестороння оценка (рыночная и не рыночная) выгод и издержек экономических операций и их воздействие на окружающую среду. Она не только облегчает включение экологических интересов в экономический анализ, но также задает общий масштаб измерения, которое позволяет собрать интегрированные эколого-экономические данные в сжатом виде.
  Причины нерационального природопользования состоят не только в несовершенном законодательстве и законодательно не закрепленных прав собственности на природные ресурсы, но и в отсутствии у большинства регионов страны (республики) полноценной информации о наличии природных ресурсов, их рыночных показателях использования, выгод и издержек для населения локальной территории. При столь бессистемном подходе, в большинстве случаев, отсутствует и информация об экологических последствиях эксплуатации ресурсов окружающей среды (загрязнении окружающей среды и возможностях компенсации вреда нерациональной человеческой деятельности). Представленный отчет является продолжением работ адаптации международного опыта СЭЭУ к Российским условиям, начатых НПП "Кадастр" (Министерство природных ресурсов) в 1996 г. В Республике Карелия подобная работа выполняется впервые.
  Применяемый подход полностью соответствует всем международным требованиям и рекомендациям, которые были особо подчеркнуты в меморандуме ООН по окружающей среде и развитию (РИО, 1992 год). Сами методы были адаптированы к современным социально-экономическим условиям России. Таким образом, сделан первый шаг в направлении внедрения системы эколого-экономического учета (СЭЭУ) для решения проблем рационального природопользования на административной территории г. Костомукши. Дальнейшее развитие этого направления позволит в перспективе перейти к управлению природными ресурсами через систему экологических счетов.
  Главными задачами проекта стали:
- определение приоритетных проблем в эколого-ресурсной сфере г. Костомукши;
- выполнение денежной оценки природных ресурсов, играющих важнейшую роль в экономике территории, с целью определения направлений работы по решению выявленных проблем в увязке с перспективами социально-экономического развития г. Костомукши;
- определение возможностей увеличения экономических и социальных выгод при повышении эффективности управления природными ресурсами территории;
- поиск и анализ направлений по решению экологических и природоохранных проблем территории
- создание в Республике Карелия (г. Костомукша) рабочей группы, способной самостоятельно вести мониторинг денежной оценки ресурсов окружающей среды с использованием современных методов, рекомендованных ОНН.
  В проведенной работе была попытка с помощью методов денежной оценки проанализировать использование следующих ресурсов:
- водные ресурсы (питьевая вода, поверхностная и подземная);
- лесные ресурсы (древесные, охотничьи ресурсы, недревесные продукты, включая животных и растения);
- рекреационные ресурсы;
- минеральные ресурсы.
  Выбор ресурсов и объектов для анализа был продиктован вполне объективными соображениями существующих проблем природно-ресурсной сферы в аспекте устойчивого развития территории. Качество питьевой воды напрямую связано со здоровьем населения. В г. Костомукша проблемы некачественной воды менее актуальны, чем, например, в средней полосе России, особенно, в местах расположения больших промышленных комплексов, характеризующихся высокой антропогенной нагрузкой на водные объекты. Тем не менее, проблема повышения качества питьевой воды существует и в г. Костомукше.
  В представленной работе дан предварительный анализ проблем и путей их решения, связанных с установлением тарифов на коммунальные услуги (на примере денежной оценки питьевой и хозяйственной воды, доставляемой МУП ГКХ населению города).
  Перспективы развития г. Костомукша во многом зависят от работы ОАО "Карельский окатыш". Запасы железной руды, являющейся сырьем для комбината, ограничены по времени эксплуатации, поэтому в работе на основе имеющихся данных проведен расчет времени использования действующего месторождения этого минерального ресурса.
  Принимаемые решения исполнительной властью по использованию природных ресурсов часто не учитывают эколого-экономические последствия. Например, выделение земель в черте города под строительство автозаправочных станций было принято без необходимых эколого-экономических обоснований и соответствующих разрешений. Нетрудно предположить, что издержки на устранение негативных последствий такого решения в основе своей лягут на городской бюджет и неизбежно скажутся на снижении инвестиционной привлекательности и устойчивости развития города. В ходе работы сделана попытка предварительного анализа оценки выгод и издержек альтернативных способов эксплуатации лесных и рекреационных ресурсов на территории проектируемого национального парка "Калевальский" (с углубленной проработкой вопросов лесопользования на рассматриваемой территории).
 В работе применялись три группы методов оценки природных ресурсов:
- рыночные прямые (на основании существующих цен, тарифов и прямых издержек);
- нерыночные прямые (на основании субъективных предпочтений потребителей ресурсов);
- нерыночные косвенные (затратные методы, на основе фактических издержек пользователей).
  Данная исследовательская работа может быть использована для создания системы эколого-экономического учета природных ресурсов окружающей среды, с помощью которой местные органы самоуправления смогут более эффективно управлять природопользованием и прогнозировать развитие территории в интересах населения г. Костомукша.
По оптимизации тарифной политики МУП ГКХ:
1. Проблема тарифов не может быть решена без учета мнения основного потребителя - населения Костомукши.
2. Повышение тарифов на коммунальные услуги не решит экономические проблемы МУП ГКХ и не приведет к повышению качества услуг.
3. Готовность людей платить за повышение качества услуг превышает существующие тарифы.
4. У населения есть деньги, чтобы платить за коммунальные услуги, но повышение тарифов вызывает резко отрицательную реакцию из-за их плохого качества.
5. У работников МУП ГКХ отсутствует экономическая заинтересованность в повышении качества коммунальных услуг.
6. В связи с существенной разницей в доходах, у населения должен быть выбор качества услуг вне зависимости от их стоимости.
7. Повышение тарифов вне связи с повышением качества услуг и учета социального положения отдельных граждан неизбежно приведет к социальной напряженности.
8. Коммунальная реформа не может быть проведена в сжатые сроки и требует дифференцированного подхода с учетом готовности людей платить за повышение качества коммунальных услуг.
9. Необходимо изменить механизм дотационного финансирования МУП ГКХ, учитывая политику повышения тарифов и активного участия предприятия в рынке дополнительных услуг.
10. Обслуживание населения и учреждений муниципального сектора должно вестись на конкурентной основе.
11. Ввести чековую систему оплаты за качество коммунальных услуг. Фактические дотации определять по объему собранных чеков.
12. Создать долгосрочную программу вывода ГКХ на рентабельную основу. (Не менее 2-3 лет).
13. Увязать систему принятия тарифов с выполнением программы вывода ГКХ на рентабельную основу.
14. Проводить постоянный социологический мониторинг по проблемам МУП ГКХ. (Определению дополнительных услуг и готовности платить). Это даст возможность выявлять потребности населения и влиять на эти потребности.
15. Активное участие МУП ГКХ на рынке недвижимости принесет предприятию дополнительные доходы.
16. Продолжить исследования проблем коммунальных услуг на основе принципов СЭЭУ, что позволит в перспективе привлечь инвестиции.
Минерально-сырьевые ресурсы:
1. В ближайшее время проблема истощимости невозобновимых природных ресурсов (железной руды) станет одной из наиболее острых проблем экономики региона. Поэтому в настоящее время важно: а) провести тщательный экономический анализ времени эффективной добычи руды, б) разработать рекомендации по созданию трастового фонда, компенсирующего безвозвратное изъятие природных ресурсов в других формах общего капитала территории.
2. Работы по использованию радоновых источников в лечебных целях перспективны и принесут выгоду бюджету.
3. Перспективны направления по разработке промышленного использования других видов минеральных ресурсов (глины, гравия и др.)
Земельные ресурсы:
1. Ввести экологическую составляющую в систему платежей за земельные участки и районы городской застройки, то есть ввести экологические параметры (основанные на стоимости "экологических" услуг) в существующую систему ставок земельных платежей.
2. Решить проблему свалок вокруг гаражей за счет ставок земельных платежей (или добровольных взносов членов кооперативов на целевое использование).
3. Внести в смету затрат экологического фонда статьи на:
- экологическое обустройство парковой зоны вокруг города;
- озеленение и благоустройство (особенно территорий детских садов, школ, поликлиники, больницы);
- свалок вокруг гаражей и города;
4. Эколого-экономическое зонирование территории внутри городской черты.
Древесные ресурсы:
1. Создание бизнес-плана по заготовке и переработке древесины на базе создаваемого ПНП "Калевальский".
2. Увеличение доходной части местного бюджета можно осуществить только через создание благоприятных условий для создания предприятий по глубокой переработке древесины. Чем больше будет объем продаж, тем больше налогооблагаемая база. Существующие налоги провоцируют зарубежных предпринимателей осуществлять рубку леса и вывозить не переработанную древесину за рубеж. На местном уровне эту проблему не решить.
3. Повышение минимальных ставок лесных податей до уровня реальной мировой цены ресурса. На местном уровне это проблема не решается.
4. Приоритетность проведения в лесхозе(ах) лесных торгов - аукционов, где продажная цена кубометра несомненно ближе к его настоящей стоимости, а большая часть доходов идет непосредственно на счета лесхоза и используется исключительно на этой территории.
Охотничьи ресурсы:
1. Результаты опроса показали, что охотой занимаются в 7,5% семьях.
2. В целом охотничьи ресурсы могут быть использованы в качестве одной из форм туристического бизнеса в регионе.
Рыбные ресурсы:
1. Рыбной ловлей занимается почти 50% семей. Использование рыбных запасов, может принести дополнительный доход в бюджет.
2. Изучить экономическую целесообразность развития рыбных промыслов на территории г. Костомукша и реализации их продукции на внутреннем и внешнем рынках.
3. Дальнейшее использование охотничьих и рыбных ресурсов требует более детального изучения запасов и динамики их потребления.
Рекреационные ресурсы:
1. Разработка бизнес-плана по созданию инфраструктуры и условий для ее развития экологического, научного, и др. видов туризма на территории Костомукши.
2. Создание бизнес-плана по созданию и развитию разных видов туризма на территории ПНП "Калевальский" и на прилегающих территориях.
3. Организовать творческую группу (с привлечением специалистов сторонних организаций) для разработки мифа-концепции особенности территории г. Костомукша с целью развития ее экономической (инвестиционной) привлекательности в России и за рубежом.
4. Изучить возможности территории г. Костомукша для развития санаторно-курортного бизнеса.
Налогообложение природных ресурсов:
 В этом разделе был выполнен общий обзор налогообложения природных ресурсов в контексте системы природоресурсного налогообложения в Российской Федерации. Он позволил сформулировать следующие выводы.
1. Платежи за использование природных ресурсов в настоящее время играют значительную роль в формировании бюджета г. Костомукша. Это обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что градообразующим предприятием города является АО "Карельский окатыш", которое использует в производстве в качестве сырья добываемую собственными средствами железную руду.
2. Разделение налогов между бюджетами разных уровней и по видам природных ресурсов, скорее всего, определено больше политическими, нежели экономическими соображениями. Главенствующая роль экономических принципов в определении налоговой структуры, как обсуждалось в этой главе, улучшила бы общую эффективность налогообложения.
3. К сожалению, существующее федеральное законодательство предоставляет довольно ограниченные возможности дифференцирования платежей за природопользование на региональном и локальном уровнях. Региональные различия в ставках налога важны, поскольку уровни воздействия на окружающую среду при использовании в разных областях и районах различны. Применение более гибких подходов в установлении тарифов было бы полезным и улучшило бы налоговую систему.
4. Платежи за использование некоторых природных ресурсов не установлены вообще. Правительство должно рассмотреть возможные способы налогообложения более широкого диапазона ресурсов. Сюда должны войти платежи за сбор растительного сырья (прежде всего,- это коммерческое использование ягод и грибов) и расширение платежей за охоту и рыбалку, - в тех сферах, где лицензии и взносы требуются традиционно. Правительство могло бы рассмотреть возможности взимания платежей за использование некоторых рекреационных ресурсов.
5. Платежи за загрязнение окружающей среды имеют очень низкий стимулирующий эффект. Полученные доходы недостаточны для решения существующих природоохранных проблем. Но самое главное - эффективность использования этих средств весьма низка.
6. В целях увеличения налогооблагаемой базы рекомендовать городской администрации воспользоваться возможностью, предоставленной Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 г. № 2 "Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды".
7. По природопользованию необходима совместная работа всех министерств, ведомств. Привлечение специалистов различных ведомств позволит увеличить эффективность проверок.
8. В качестве меры воздействия на постоянных неплательщиков - недропользователей следует возбуждать ходатайства перед Лицензионной комиссией по недропользованию РК о лишении предприятий лицензий на право пользования недрами за систематическую неуплату налогов. Основанием для применения указанной меры воздействия являются статья 20 Закона РФ от 03.03.95 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах", п.п. 5.3, 15.2,18.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.92 г. № 3314-1 "О порядке лицензирования пользования недрами".
9. По лесным податям:
- в целях соблюдения налогового законодательства необходимо усилить контроль за реализацией древесины (на постах ГАИ, в местах реализации деловой древесины и дров), контроль за работой, проводимой по актам, направленным в другие районы для проведения встречных проверок. Тесно сотрудничать с лесхозами для получения информации о лесозаготовителях (частных лицах), заготавливающих деловую древесину и дрова в больших объемах;
- лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством в целях воздействия на неплательщиков лесных податей активнее применять принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда на основании ст.28 Лесного Кодекса РФ от 29.01.97 г. № 22 - ФЗ.
ПНП "Калевальский":
1. Во всех ранее сделанных обоснованиях НП "Калевальский" отсутствует главный компонент - анализ социально-экономических выгоды и издержки, которые получит население административной территории при создании национального парка.
2. Необходим принципиально другой подход, который бы удовлетворял эколого-экономические интересы на всех уровнях административной организации территории (местном, республиканском и глобальном) при создании НП "Калевальский".
3. В качестве пилотного проекта ОД "Экополис" предлагает использовать идею создания при НП "Калевальский" научно-производственных предприятий (в форме учредительства или через создание фонда) с целью комплексного использования возобновимых (биологических и лесных) ресурсов как локальной территории г. Костомукша, так и прилегающих территорий
4. Реализация предлагаемого проекта требует дополнительного социально-эколого-экономического анализа выгод и издержек, а также детальной проработки бизнес-планов развития научных направлений и отраслевых хозяйств будущего парка "Калевальский" с целью разработки наиболее эффективных механизмов привлечения инвестиций для развития парка.
5. Создание НПП "НП Калевальский" позволит привлечь на территорию Костомукши дополнительные средства и увеличить доходную часть бюджета города.
6. Опыт создания НП "Калевальский" - как новый подход в деятельности ООПТ, позволит Правительству РК распространить его на другие ООПТ Карелии.
7. Реализация пилотного проекта по организации НПП "НП Калевальский" даст возможность органам местного самоуправления непосредственно (через экономику) влиять на деятельность ООПТ и использовать его научно-производственный потенциал в социально-экономическом развитии территории г. Костомукша.
Заповедник "Костомукшский":
1. В рамках действующего законодательства разработать Положение о введении платы за ущерб от загрязнения земель особо охраняемой территории (заповедника) химическими веществами (нефтепродуктами) на международном автомобильном переходе г. Костомукша - граница (в Псковской области такое решение на местном уровне приносит заповеднику доход в размере 300 тыс. руб. в месяц; Местный бюджет получает 60% сверх этой суммы, при этом местные жители от уплаты освобождены).
2. Разработать программу с целью оптимизации деятельности заповедника на основе создания эффективного экономического механизма управления и повышения финансовой стабильности путем интеграции деятельности заповедника в социальное и экономическое развитие региона.

line
  www.kmk.nm.ru  kg@nm.ru 
Hosted by uCoz