Костомукша: живая энциклопедия городской жизни
Картинка
 главная экополис опыт организации |
Лого Экополис
Реконгсцировочная биологическая оценка качества среды в районе г.Костомукша и Костомукшского ГОКа


    Анализ состояния окружающей среды в изученных точках Костомукшского района проводился для двух типов экосистем:
• наземных (последствия атмосферных выбросов);
• пресноводных (атмосферные выбросы и сточные воды предприятия).
  Оценка состояния животных и растений базировалась на анализе морфометрических и феногенетических параметров функционирования организмов. Для характеристики экосистем использовался ряд видов, относящихся к разным ее компонентам.
  В целом проведенное исследование свидетельствует о наличии различных типов антропогенного воздействия в разных точках Костомукшского района. Этот эффект прослеживается практически у всех изученных видов животных и растений.
 На основе разработанной шкалы сделана балльная оценка отклонений в стабильности развития от условной нормы. Проведенная оценка свидетельствует о том, что большинство точек, расположенных в юго-западном направлении от Костомукшского ГОКа соответствуют условной норме и являются относительно чистыми.
  В тоже время, наблюдаемые последствия нарушений стабильности развития имеют локальный характер и их проявление связано с воздействием различных факторов антропогенного происхождения. Кратко полученные результаты можно суммировать следующим образом:
• по наземным экосистемам (влияние атмосферных выбросов) отклонения от нормы на уровне пятого - третьего балла наблюдаются вблизи Костомукшского ГОКа и в районах интенсивного автомобильного движения;
• по пресноводным экосистемам (испытывающим влияние атмосферных выбросов и прямого сброса промышленных вод) значительные изменения обнаружены в хвостовом хранилище ГОКа, где значения показателя стабильности развития превышают уровень пятого балла.
 Важно отметить согласованность изменений различных параметров у разных видов, позволяющую четко представить картину наблюдаемых изменений здоровья среды.
 Оценка воздействия на наземные экосистемы:
• для растений выявлены изменения на уровне четвертого - пятого балла пятибалльной шкалы только в радиусе четырехкилометровой зоны вокруг Костомукшского ГОКа. Отклонения на уровне второго и третьего балла отмечены, соответственно в районе шоссе (заповедник) и в западной части города, что, вероятно связано с влиянием выхлопных газов автомобильного и железнодорожного транспорта;
• для двух видов мелких млекопитающих отклонения в стабильности развития не выявлены и соответствую уровню первого балла по пятибалльной шкале. Тем не менее, отмечается тенденция увеличения этого показателя вблизи предприятия. В тоже время, использование феногенетической индикации показывает значительные отличия фенетической структуры популяции рыжей полевки, удаленной на 4 км к северо-востоку от комбината. Следует также отметить факт резких отличий фенетической структуры популяций рыжей полевки в омоложенных лесных экосистемах. В экосистемах девственной тайги сравнение популяций обитающих в 4 км на юго-запад от ГОКа с контролем различий по этому показателю не выявило. Столь значительные отличия между нарушенными и ненарушенными экосистемами хвойных лесов, вероятно, объясняются более высокой степенью устойчивости сообществ коренной тайги к различным типам антропогенного воздействия.
 Оценка общего воздействия на пресноводные экосистемы:
• проведенная оценка стабильности развития у плотвы выявила критический уровень отклонений по пятибалльной шкале в хвостовом хозяйстве Костомукшского ГОКа и отсутствие такового в районе заповедника. Несмотря на довольно высокий уровень нарушений наземных и водных экосистем в районе Костомукшского ГОКа следует отметить, что он имеет локальный характер. Его распространение, очевидно, не превышает нескольких километров в радиусе от трубы комбината. В юго-западном направлении отчетливо прослеживается тенденция к снижению уровня нарушений показателя стабильности развития у всех групп исследованных организмов. В районе заповедника она может быть охарактеризована, как нормальная. Нарушения в стабильности развития в районе города и шоссе, очевидно, вызваны воздействием выхлопных газов автомобильного и железнодорожного транспорта, т.е. зона нарушений подобного рода также характеризуется как локальная.
  В целом проведенная работа служит демонстрацией необходимости проведения таких оценок как единственно возможного пути для получения объективной информации о реальной ситуации, которая может существенно отличаться от того, что предполагается на основании общих впечатлений или знакомства с документацией по технологии производства, объемам выбросов, соблюдении ПДК и прочего.

line
  www.kmk.nm.ru  kg@nm.ru 
Hosted by uCoz