Эзотерические знания поражают всех, кто с ними сталкивается.
Порой весьма сложно отличить правду от вымыслов.
В повествовании, весьма правдоподобно изложенном автором,
представлен как раз такой современный миф - о воздухоплавании... в древней Карелии.
Считается, что воздухоплавания в Карелии никогда не было. Это неверно. Результаты исследований в этой области говорят, что изготовление и использование воздушных шаров издревле было одним из основных промыслов карелов. Прямые упоминания об этом содержатся в русских летописях и записках путешественников-иноземцев, в карельских рунах и берестяных грамотах, найденных при раскопках в Новгороде (слой середины XIII века). Косвенные подтверждения дают и археологические раскопки в Карелии.
Древнейшим свидетельством о бытовании промысла по праву считаются фрагменты комплекса наскальных рисунков, петроглифов, в Беломорье, в низовье реки Выг. В части комплекса, называемого Весовыми следками, среди прочих имеется ряд изображений, в которых при всей их условности угадываются контуры сложных сооружений, напоминающих воздушные шары. Шведский ученый и путешественник Олаус Магнус в своей книге "История северных народов", изданной в 1539 году, описывая промыслы северных карелов, упоминает среди них и изготовление воздушных шаров. В частности, он пишет: "Видом они (воздушные шары) напоминают оснащенную ладью и строятся из дерева можжевельник, весьма легкого и прочного. Оболочки искусно шьют из выделанных китовых пузырей, доставляемых сюда от поморов Белого моря. Канаты же плетут из оленьих жил ..." Использование лодок и лодий в качестве нижней части воздушных шаров, гондолы, скорее всего, не было случайным. Вероятно, изначально воздушные шары были вспомогательным средством для транспортировки больших грузовых лодок через пороги и водоразделы и лишь с течением времени стали самостоятельным средством передвижения. Наполнялись воздушные шары, по всей вероятности, метаном, болотным газом. При всех своих достоинствах, этот газ обладал крупным недостатком - взрывоопасностью. Достаточно было одной искры, и шар превращался в огромную бомбу. Таким образом с лица земли исчезли десятки карельских деревень. Яркий пример тому - неледниковый характер происхождения озера Костамус, фактически представляющего собой гигантскую воронку. В одной из рун, записанных Э. Ленротом в Северной Карелии, но не включенных им в окончательный вариант эпоса "Калевала", есть строки, проливающие свет на древнюю технологию изготовления воздушных шаров: "Старый мудрый Вяйнямейнен, Вековечный прорицатель, Строил шар из кожи бычьей, Из китовой шил он шкуры. Налувал тот шар он дымом, Газом наполнял болотным, Плел канаты с жил оленьих, Из лосиных вил веревки ..." (перевод Л. П. Вольского). В этой же руне описывается первый, менее известный поход героев Калевалы за чудесной мельницей Сампо на построенном Вяйнямейненом воздушном шаре. Поход оказался неудачным, так как путешественники - Вяйнямейнен, Илмаринен и Лемминкяинен, нарушили запрет верховного бога Укко подниматься в воздух. Укко в наказание изменил направление ветра и трое бедняг вместо предполагаемой Похьелы оказались на Шпицбергене, где их, одичавших, только через три года обнаружили норвежские китобои. |
По дошедшим до нас данным, воздушные шары были незаменимым средством при перевозке грузов, в первую очередь смолы и озерной руды, здесь же и добываемых. Руду и железо возили даже в Санкт-Петербург и Москву. Рекордное количество железа и железных изделий было вывезено во время Северной русско-шведской войны начала XVIII века, о чем свидетельствует сообщение в первой русской газете "Ведомости". Из того же сообщения следует, что и переброска двух фрегатов по знаменитой "Осударевой дороге" с Белого моря в Ладогу оказалась возможной только благодаря использованию воздушных шаров.
Смолу на воздушных шарах доставляли в Финляндию, в основном в город Каяни, бывший тогда центром смоляной торговли. В историческом центре Каяни до сих пор сохранились остатки посадочной площадки для воздушных шаров. Местные жители ошибочно считают ее шлюзом. Не исключена вероятность использования древними карелами воздушных шаров и в военных целях. В одном из дошедших до нас списков Новгородской Первой летописи 1143 года есть запись о неудавшемся походе карелов на воздушных шарах против финского племени хяме (в летописи - емь). Запись гласит: "В то же лето ходиша корела на емь и отбежаша две небесны лойву бити". Воздушные шары широко применялись и в повседневной жизни. Редкая семья, за исключением самых бедных, не имела своего воздушного шара. На них возили грузы, летали на охоту и рыбную ловлю. Между населенными пунктами, расположенными друг от друга порой за десятки и сотни верст, воздушное сообщение вообще было постоянным. В условиях бездорожья это становилось большим подспорьем. В наше время старинный промысел воздухоплавания практически забыт и секреты изготовления воздушных шаров, ранее передаваемые из поколения в поколение, к сожалению, утеряны. Возрождение забытого промысла и популяризация его имели бы большое значение для народного хозяйства Карелии и развития туризма. А.Титов |
Первая | Проект Илматар | Шары | Биография |