на главную О воздухоплвании в Карелии

Эзотерические знания поражают всех, кто с ними сталкивается.
Порой весьма сложно отличить правду от вымыслов.
В повествовании, весьма правдоподобно изложенном автором,
представлен как раз такой современный миф - о воздухоплавании... в древней Карелии.

  Считается, что воздухоплавания в Карелии никогда не было. Это неверно. Результаты исследований в этой области говорят, что изготовление и использование воздушных шаров издревле было одним из основных промыслов карелов. Прямые упоминания об этом содержатся в русских летописях и записках путешественников-иноземцев, в карельских рунах и берестяных грамотах, найденных при раскопках в Новгороде (слой середины XIII века). Косвенные подтверждения дают и археологические раскопки в Карелии.
  Древнейшим свидетельством о бытовании промысла по праву считаются фрагменты комплекса наскальных рисунков, петроглифов, в Беломорье, в низовье реки Выг. В части комплекса, называемого Весовыми следками, среди прочих имеется ряд изображений, в которых при всей их условности угадываются контуры сложных сооружений, напоминающих воздушные шары.
  Шведский ученый и путешественник Олаус Магнус в своей книге "История северных народов", изданной в 1539 году, описывая промыслы северных карелов, упоминает среди них и изготовление воздушных шаров. В частности, он пишет: "Видом они (воздушные шары) напоминают оснащенную ладью и строятся из дерева можжевельник, весьма легкого и прочного. Оболочки искусно шьют из выделанных китовых пузырей, доставляемых сюда от поморов Белого моря. Канаты же плетут из оленьих жил ..."
  Использование лодок и лодий в качестве нижней части воздушных шаров, гондолы, скорее всего, не было случайным. Вероятно, изначально воздушные шары были вспомогательным средством для транспортировки больших грузовых лодок через пороги и водоразделы и лишь с течением времени стали самостоятельным средством передвижения.
  Наполнялись воздушные шары, по всей вероятности, метаном, болотным газом. При всех своих достоинствах, этот газ обладал крупным недостатком - взрывоопасностью. Достаточно было одной искры, и шар превращался в огромную бомбу. Таким образом с лица земли исчезли десятки карельских деревень. Яркий пример тому - неледниковый характер происхождения озера Костамус, фактически представляющего собой гигантскую воронку.
  В одной из рун, записанных Э. Ленротом в Северной Карелии, но не включенных им в окончательный вариант эпоса "Калевала", есть строки, проливающие свет на древнюю технологию изготовления воздушных шаров: "Старый мудрый Вяйнямейнен, Вековечный прорицатель, Строил шар из кожи бычьей, Из китовой шил он шкуры. Налувал тот шар он дымом, Газом наполнял болотным, Плел канаты с жил оленьих, Из лосиных вил веревки ..." (перевод Л. П. Вольского). В этой же руне описывается первый, менее известный поход героев Калевалы за чудесной мельницей Сампо на построенном Вяйнямейненом воздушном шаре. Поход оказался неудачным, так как путешественники - Вяйнямейнен, Илмаринен и Лемминкяинен, нарушили запрет верховного бога Укко подниматься в воздух. Укко в наказание изменил направление ветра и трое бедняг вместо предполагаемой Похьелы оказались на Шпицбергене, где их, одичавших, только через три года обнаружили норвежские китобои.
  По дошедшим до нас данным, воздушные шары были незаменимым средством при перевозке грузов, в первую очередь смолы и озерной руды, здесь же и добываемых. Руду и железо возили даже в Санкт-Петербург и Москву. Рекордное количество железа и железных изделий было вывезено во время Северной русско-шведской войны начала XVIII века, о чем свидетельствует сообщение в первой русской газете "Ведомости". Из того же сообщения следует, что и переброска двух фрегатов по знаменитой "Осударевой дороге" с Белого моря в Ладогу оказалась возможной только благодаря использованию воздушных шаров.
  Смолу на воздушных шарах доставляли в Финляндию, в основном в город Каяни, бывший тогда центром смоляной торговли. В историческом центре Каяни до сих пор сохранились остатки посадочной площадки для воздушных шаров. Местные жители ошибочно считают ее шлюзом.
  Не исключена вероятность использования древними карелами воздушных шаров и в военных целях. В одном из дошедших до нас списков Новгородской Первой летописи 1143 года есть запись о неудавшемся походе карелов на воздушных шарах против финского племени хяме (в летописи - емь). Запись гласит: "В то же лето ходиша корела на емь и отбежаша две небесны лойву бити".
  Воздушные шары широко применялись и в повседневной жизни. Редкая семья, за исключением самых бедных, не имела своего воздушного шара. На них возили грузы, летали на охоту и рыбную ловлю. Между населенными пунктами, расположенными друг от друга порой за десятки и сотни верст, воздушное сообщение вообще было постоянным. В условиях бездорожья это становилось большим подспорьем.
  В наше время старинный промысел воздухоплавания практически забыт и секреты изготовления воздушных шаров, ранее передаваемые из поколения в поколение, к сожалению, утеряны. Возрождение забытого промысла и популяризация его имели бы большое значение для народного хозяйства Карелии и развития туризма.

А.Титов
Первая Проект Илматар Шары Биография
Hosted by uCoz