Социально-экономическая эффективность
"Я далеко не восторгаюсь
всем, что вижу вокруг себя...
но клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших
предков, такой, какой нам Бог её дал".
А.С.Пушкин.
I.Из истории развития школы
За 15 лет наша школа прошла интересный путь развития от большой школы-новостройки до школы имени А.С.Пушкина.
1983 Открытие школы-новостройки №2
1984-90 Подготовка и проведенеие коллективного творческого дела "КАРЕЛИЯ".
Открытие школьного литературно-краеведческого музея "Калевала".
Экскурсионные поездки по Калевальского району.
1991-95 Коллектив школы - участник российского эксперимента по введению новой должности освобожденного классного воспитателя.
Формирование системы воспитания школьников.
1995-98 Развитие комплексно-целевых программ:
- социально-педагогическая поддержка ребенка и его семьи;
- здоровье;
- историческое краеведение;
- экология;
- "России первая любовь"
- эстетический центр и др.
1999 Коллектив школы - победитель республиканского конкурса "Школа имени А.С.Пушкина".
2000 Школа - участник Национальной программы "Русская школа как система воспитания и образования". Опыт школы по национально-региональному воспитанию школьников представлен на Всероссийской конференции в г.Москве.
II.Общие положения
Данная концепция развития школы с этнокультурным (русским) компонентом образования направлена на
- создание условий для национального воспитания и образования детей и подростков;
- сохранение и укрепление нравственного здоровья детей, подростков и их семей;
- восстановление исторической памяти народа;
- сохранение и развитие исторической преемствености поколений;
- формирование у школьников целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтических отношений;
- поиск и внедрение в образовательный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей школьников, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.
III.Основные идеи школы
3.1. Идея приоритета сферы образования, как источника роста духовного и экономического потенциала России.
3.2. Идея духовно-нравственного совершенствования личности.
3.3. Идея гуманизма.
3.4. Идея величия и богатства Отечества.
3.5. Идея единства русского и других народов России.
3.6. Идея воспитывающего значения содержания школьного образования, в т.ч. русской истории, русского языка и литературы, русской художественной культуры и др.
3.7. Идея приоритета этнокультурных ценностей в образовании школьников.
IV.Основные принципы школы
4.1. Принцип патриотизма.
4.2. Принцип историзма.
4.3. Принцип воспитывающего, развивающего, личностно ориентированного обучения.
4.4. Принцип методической целостности образовательного процесса.
V.Основные задачи школы
- Развитие уклада жизни школы на основе этнокультурных традиций, способствующего воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, социально-адаптированной личности.
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов
- Формирование культуры мира и межличностных отношений.
- Формирование здорового образа жизни.
- Разностороннее и своевременное развитие детей и подростков, их познавательных интересов, творческих способностей, способствующих самореализации личности.
- Систематическое обновление школьного образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, экологии, техники и технологий.
VI.Региональные особенности
Город Костомукша по составу населения представляет уникальное компактное многонациональное сообщество людей, проживающее на территории древнего края Калевалы на геополитическом стыке культур Скандинавии, стран Западной Европы и русского Севера.
Школа считает:
- опора на этнокультурный компонент станет важным фактором воспитания у школьников готовности жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев;
- опора на этнокультурные традиции русского народа предусматривает связь с культурами других народов; карелов, вепсов, финнов, украинцев и многих других; развитие дружеских связей с районами Карелии, регионами России.
- опора на этнокультурные ценности предусматривает изучение политической истории, общих интересов в современных условиях; развитие добрососедских отношений; участие в международных проектах;
- организация образовательного процесса на этнокультурных ценностях позволит обеспечить понимание школьниками необходимости развиваться, жить и действовать по правилам демократического и рыночного общества, в условиях новой социальной, экономической, правовой и политической культуры.
VII.Внедрение этнокультурного компонента
1.Введение этнокультурного компонента в учебный план позволит:
- полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;
- углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой;
- последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;
- воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;
- разработать и внедрить спецкурсы, спецсеминары, факультативы (Русский фольклор, менталитет русского народа и современность, основы русского предпринимательства, история и современность, некоторые вопросы религоведения, православная Русь и др.)
- освоить технологию некоторых народных промыслов;
- интегрировать традиционные учебные предметы (русская природа, взаимодействие наук разных стран и народов и др.)
2. Реформировать школьную систему воспитания детей и подростков;
3. Внести коррективы в содержание и формы дополнительного образования школьников;
4." Внести изменения в систему работы с родителями;
5. Расширить круг школьных связей в Карелии, в России, в СНГ.
6. Развивать музейную педагогику, экспедиционную и экскурсионную, исследовательскую работу школьников и педагогов.
VIII.Образ выпускника русской школы - ожидаемый результат реализации кронцепции
* Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования.
* Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием.
* Человек, свободно осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями, вероисповедением.
* Человек, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру.
* Человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности.
* Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствании.
* Человек, живущий интересами планеты, участвующий в международном общении.
IX.Ресурсное обеспечение
В качестве основных механизмов реализации концепции будут использованы:
- государственное (бюджетное) финансирование;
- негосударственное целевое финансирование;
- спонсорские средства;
- участие в национальной программе "Русская школа как система воспитания и образования ";
- участие в проектах;
- средства от самостоятельной хозяйственной деятельности.
X.Социально-экономическая эффективность
Концепция соответствует стратегическим государственным интересам Карелии, России и национальным интересам русских как государствообразующего народа. Реализация концепции будет способствовать социально-экономическому и духовному возрождению России и русского народа, активизации процесса межнациональной интеграции народов России и мирового сообщества.
***
  Переход школы в новое состояние не означает отказа от всего, что было, коренной ломки достигнутого. Школа будет бережно и уважительно относиться к опыту, накопленному ее педагогами, развивать свои традиции. Коллектив школы имеет опыт работы с учащимися на основе этнокультурных ценностей, но предстоит большая работа по переходу на новый качественный уровень воспитания учащихся на основе национальной культуры. Нам нужны новые знания по таким вопросам, как образование будущего, суть перемен, происходящих в российском и мировом сообществах, национальные отношения и национальная политика на современном этапе, национальная психология, национальная культура, взаимодействие культур и др.
  В своей деятельности школьный коллектив будет исходить из того, что становление школы нового типа не терпит скорополительных решений и поспешных нововведений, но реальная программа действий позволит в полной мере организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями, предъявленными этнокультурной национальной шкале.
  Рассмотрено и утверждено 25 января 2000 года на совместном заседании Совета и педагогического совета школы им. А.С.Пушкина
Директор школы Молчанова Л.Д.