Костомукша - живая энциклопедия городской жизни
Картинка
 главная фестивали nord-session 
 Из прессы фестиваля
Молодежная тусовка
  Никто из веселившихся на "NORD-SESSION", наверное, не знал, что накануне открытия фестиваль висел на волоске: какие-то злоумышленники уничтожили дорогостоящую систему управления светом в малом зале, а в большом зале была отключена система освещения. Но "драйвовцы" не сдались, они, по словам В.Андронова, "не спали, не ели", но фестиваль открылся вовремя! И как открылся: приветствуя молодежь, за барабанную установку сел мэр города Валерий Мамонтов.
  Аплодисментами, криками "Давай еще!" встретили зрители выступление первой фестивальной команды - петрозаводской группы "REEL". В своих музыкальных композициях они использовали народные инструменты, которые для современной публики были, скажем так, в диковинку. Кстати, у петрозаводских музыкальных команд "фолк" нынче в моде. Как сказали музыканты из "REEL", все новое - это хорошо забытое старое, старинные напевы, взятые из народной культуры, всегда будут популярны и актуальны. Пользовались успехом на фестивале из числа гостей такие команды, как "Танки" и "Торба на круче" (Санкт-Петербург), "Кризис Миров" (Москва), "Задвиги Поплавского" (Петрозаводск). Среди наших команд зрители отмечали "Нео-Ретро", "Traitor", "Суррогат" и "Затмение". Кстати, последним местные поклонники даже вручили цветы. Группы "Traitor", "Суррогат" и "Кризис миров" получили специальный приз Меткомбанка (это одна из фестивальных традиций) - карельский пейзаж, выполненный из природного камня. "Кризис Миров", кстати, пообещал сделать этот приз своим талисманом и брать во все поездки. По большому счету, каждая из выступивших на "NS" команд нашла здесь своих поклонников.
  Что же касается вообще фестивальной атмосферы, то можно сказать, что скучающих здесь не было: народ, "вооружившись" программкой фестиваля, едва поспевал перемещаться из большого зала в малый и наоборот, дабы не пропустить ни одного выступления. И лишь бывалые фестивальщики успевали еще и попеть караоке в десерт-холле. Здесь, между прочим, было людно: народ желал петь просто в очередь.
  В стеклянном переходе молодежное объединение "Зараза" устроило небольшой "читальный зал" - выставку литературы антинаркотического содержания. Был там и рассказ М.Булгакова "Морфий". Эту книжечку раздавали желающим бесплатно. Читателей все дни фестиваля было предостаточно, литература пользовалась спросом, но времени на изучение не хватало, поэтому более половины выставочных экземпляров оказались к концу фестиваля, что называется, на руках. Здесь же активисты молодежного отдела Карельского отделения Красного Креста из Петрозаводска проводили акцию "Стоп ВИЧ/СПИД".
  В целом, по мнению завсегдатаев, нынешний фестиваль был на порядок выше прежних, причем это заслуга не только организаторов и участников, но и самой публики. По мнению гостей, она у нас "горячая и раскрепощенная" и вообще приятно отличается во всех отношениях. Если несколько лет назад молодежь просто слушала группы, то на этот раз представители юного поколения участвовали в концерте, легко шли на контакт с музыкантами и не стеснялись проявлять свои таланты. Это, по мнению устроителей, и есть главный результат фестиваля, его продукт.
  Юлия Скорнякова (Горняк от 8.12.2000)

Фестиваль-2000.
  Он был… Нет, обойдемся без восторженных эпитетов. Он был - что само по себе превосходно. Сегодня об этом можно говорить совершенно спокойно, не боясь сглазить. Несмотря на то, что все было только в ДК и "Бочке"… Несмотря на то, что большую часть групп мы увидели в нашем городе впервые… Несмотря на то, что… Да много было всяких "несмотря на", но в целом... Однако, давайте по порядку.   Сразу хочу отметить - мне крайне повезло: на фестиваль я попал не только как зритель, журналист, но и как участник одной из команд, что дало мне возможность оценить все происходящее с различных точек зрения. Напомню, что на открытии должны были играть как приезжие группы, так и наши. Это тем более было интересно, что появился реальный шанс сравнить уровень игры музыкантов и посмотреть - кого как примут.
  Итак, в зале зажгли полный свет (позже окажется, что не "задумка" такая была, а проблемы со светотехникой - хотели свет погасить и направить на открывающих "пушку"), и все началось...
  Открыла фестиваль петрозаводская группа "REEL"- самая необычная команда в этом году. Этнический рок - и так явление для наших слушателей малознакомое, а уж с отдельными отсылками к ирландской народной музыке и подавно. Более всего поразили сольные партии Александра Леонова на... пиле (той самой, "которой по дереву"), - такое наши зрители увидели, безусловно, впервые, - а также исполнение последним номером рэпа. Сочетание новомодной "читки" с соло на флейте и пиццекато на скрипке - это да! Объяснения ГРУППА дала после концерта: "Нет, это не дань моде и уж тем более не свидетельство того, что мы, якобы, в душе рэперы. Просто у нас была когда-то песня в современной обработке, а рэп - еще одна ее версия".
  Затем весь народ соответственно плану проведения фестиваля постепенно перекочевал из большого зала в малый, где всех любителей альтернативы ожидали "Беверли-Киллс". Состав группы можно смело назвать "звездным": Африка на гитаре, Густав на басе и Монгол с микрофоном. Для всех, кто хоть чуть-чуть интересовался костомукшским роком, эти имена знакомы не понаслышке. Их выступление именно в этом составе было уже не первым, поэтому народ не только "колбасился", но и подпевал время от времени. "Чи-ка-ти-ло"! (на мотив "Буратино"), "Увидишь наркомана - раздави как таракана!" и прочее. Музыка - качественная, тексты правильные, чего же еще надо? Оказалось, чего-то еще все-таки надо, так как ожидаемого фурора группа не произвела. Думается, что виной тому были не вполне разогревшиеся зрители - музыка-то танцевальная! Сам Монгол по этому поводу сказал, мол, все бы хорошо, но был ли смысл расписывать выступления так, чтобы альтернативные команды играли не вместе, не рядом, а даже в разные дни. Но, наверное, Вадиму все-таки виднее, ведь, по его словам, график проведения концертов зависел как от стиля групп, так и от того, когда кому уезжать.
  Следующим номером играла "Линия Маннергейма". Мощно, жёстко. Впрочем, судя по гостям предыдущих фестивалей, такой стиль игры вообще характерен для Мурманска ("Линия..." именно оттуда), - достаточно вспомнить "L. O. M.", "Обратную сторону" и другие команды. После выступления мурманчане хвалили организацию фестиваля ("Вот только бы звук получше") и желали "NS" всего хорошего. Обещали приехать еще раз...
  Наконец, мы добрались до гвоздя программы, каковым стали панки из "Суррогата". Их выступление заслуживает отдельного описания. Состав: Джон (гитара), Бумер (бас), Хлу (вокал). На барабанах на этот раз в виде помощи сидел Константин Водопьянов. "Суррогат" исполнил грамотный, классический панк. Жаль, текстов было не разобрать. А так: сцена в дыму, живописные фанаты танцуют, в зале не протолкнуться, Хлу с фиолетовыми волосами невообразимо э-э-э…как бы это обозвать… наверное, все-таки расчесанными… Нет, словами это (и волосы, и концерт) не описать. Мне просто жаль тех, кто не попал на выступление. И, конечно, я не мог не подойти к парням для небольшого интервью. Конкретно я разговариваю с ХЛУ и ДЖОНОМ:
- Вас, видимо, принимают сегодня лучше всех…
- Да, спасибо за это... Мы же играем для народа.
- А что у вас с барабанщиком? Костя будет играть с вами постоянно?
- Пока ничего не известно. Просто мы с ним репетировали специально к фестивалю. А что будет дальше...
- Что бы вы могли сказать своим поклонникам - тем, кто сегодня вас так поддержал?
- Ну, даже не знаем… Мы вас очень любим. Мастера, большое спасибо вам. После "Суррогата" было уже как-то не так. В том смысле, что стало всем понятно, кто займет место группы дня. Нет, конечно, были и необычные "Задвиги Поплавского", и потрясающая альтернативная команда из Финляндии "Snail of the plate", и совсем неожиданные на рок-фестивале брейкеры... Но никто уже не смог добиться такого приема. И, понятное дело, именно "Суррогат" получил приз от "Меткомбанка". Приятно - земляки все-таки.   Ознаменовался выступлениями исключительно приезжих групп и большим количеством народа: оно и понятно - суббота. Особенно зрители отмечали выступления групп "Танки" и "Бомберс" (СПб), "Кризис Миров" и "Old Fashion" (Москва). Последние, кстати, играли традиционный хард-рок. Фактически это был превосходный подарок любителям классики рока, да и молодым слушателям было чему поучиться. Большой неожиданностью стало выступление с ними костомукшанки Юли Тарасовой. ЮЛЯ: "Просто мы вчера познакомились в караоке, вместе пели, и ребята предложили с ними сегодня исполнить песню". Вопрос к ГРУППЕ: - А не было идеи перейти к песням на русском языке?
- Мы и сами об этом думаем. Может быть, стало уже традицией исполнение рок-н-ролла на английском. Ну, а когда перейдем на родной язык, если это случится, наверное, придется что-то менять и в музыке. После "O.F." готовились к выступлению "Танки". Группа малоизвестная у нас, но зато весьма узнаваемая в Питере. Мне в свое время приходилось слышать их в записи, и после выступления напрашивался вывод о том, что группа эта не концертная - в альбомах песни звучат гораздо интереснее. Даже их хит про то, как "...ты меня поцеловала" прозвучал немного невнятно. Может быть, именно поэтому "Танки" так и не заняли первого места... Хотя по большому счету принимали их на ура.
  Зато первое место взял "Кризис Миров". Москвичи играют "Хэви-метал", популярный в нашем городе. Кроме того, они исполнили известную тему "Рамштайна", что было горячо воспринято публикой. Слово ПОБЕДИТЕЛЯМ:
- Город замечательный, красивый. Я уже давно такого не видел, как в сказку попали.
- А как публика?
- Обалденно. Мы всегда верили, что хэви-метал везде воспринимают на ура! Сегодня снова нашли этому подтверждение. Хочется пожелать всем всего хорошего. Если позовете еще раз - обязательно приедем. Я также желаю группе всего хорошего и отправляюсь прогуляться в ожидании обещанного Джем-концерта. Совершенно случайно удается разговориться с ОДНИМ ИЗ МИЛИЦИОНЕРОВ, обеспечивающих порядок на фестивале.
- Ну как, всё спокойно?
- Да, кстати. Просто поразительно - мы готовились к худшему. Вот только вчера увезли троих пьяных… А так все тихо. Никто не буянит, бутылки не бьют, морды тоже.
- Наверное, Вадим Андронов все-таки приучил публику вести себя культурнее. А как концерты?
- Да, мы работаем, так что не особо и послушаешь... Но пара групп понравилась.
- Все три дня будешь здесь?
- Да, по всей видимости. Позже выяснится, что и третий день фестиваля пройдет не менее спокойно, чем предыдущие. Народ приходил не "погулять", а послушать музыку и повеселиться. И несмотря на то, что пиво в ДК можно было купить сразу в трех местах, пьяных что-то не было видно. Всегда бы так!
  Вскоре начался Джем. В последнее время эта часть фестиваля превратилась в некий такой междусобойчик музыкантов и малого числа зрителей. Сначала на сцене появились клоуны, затем, кто хотел - мог отыграть. Таким образом свое выступление на третий день "проанонсировали" "Затмение" (в усеченном составе, зато при помощи А. Ефремова) и "Торба на круче". Последние вообще поразили присутствующих потрясающим исполнением всевозможных баллад. В это время парикмахер бесплатно стриг и причесывал всех желающих. Артур Ефремов сыграл на клавишах и исполнил "Рок-н-ролл мертв" БГ. Другие музыканты время от времени делом опровергали это утверждение. Словом, состоялась просто веселая тусовка.
  В эту же ночь в "Бочке" читали рэп Vanich MC и Ghetto Lights, а также танцевала брейк-команда из Петрозаводска. Я туда, к сожалению, не попал - невозможно быть одновременно в двух местах - но те, кто видел, утверждали, что было круто. Так закончился второй день фестиваля.   Начало было положено "НеоРетро". Впрочем, проект Артура Ефремова и так уже известен всем жителям нашего города, и останавливаться на нем подробно не стоит. Лучше сразу перейти к новичкам из "Затмения" - они заняли второе место по итогам голосования зрителей. Стилистика этой группы наиболее близка к "Алисе".
  Из разговоров ЗРИТЕЛЕЙ: "Нет, музыка-то у них явно своя, но вот вокалист - просто Кинчев какой-то". Полностью с этим согласен. Будем надеяться, что в дальнейшем Анатолий Судаков найдет свою манеру исполнения. Тем более, что песни этого коллектива весьма своеобразны, а музыкальное оформление заслуживает всяческих похвал. После концерта разговариваю с ЗАХАРОМ (бас): - Как тебе все? - Нормально. Звук на сцене классный. (ГУСТАВ, проходя мимо): Захар, ритм-секция была просто зашибись. - О! - говорит мне Захар - Похвала от Густава - это что-то. Я, согласившись, иду на "Торбу на круче" (СПб). Название этого коллектива взято у Толкиена - так, напомню, называлось место, где жил знаменитый хоббит Бильбо, однако к толкиенистам ребята не имеют никакого отношения, и любовь к Профессору на музыку не влияет. На мой неискушенный взгляд "Торба…" была, пожалуй, самой сыгранной группой на фестивале. Конечно, на вкус и цвет.., но профессионализм - понятие безусловное. Необходимо также отметить, что "Торба…" является представителем модного ныне гитарного рока (условное, конечно, определение, но другого нет), в ряду таких известных групп, как "Би-2", "Сплин". Впрочем, большая часть зрителей этим не прониклась, и петербуржцы взяли лишь третье место. В перерыве между выступлениями я от нечего делать подхожу к столику "Заразы", где раздаются буклеты про вензаболевания, антинаркотическая повесть Булгакова "Морфий" и презервативы (если ты вспомнишь пять венерических заболеваний). Подростки мялись, смущались и напрягали память. Некоторые, похитрее, брали буклет, где все написано, готовились, а затем шли отвечать. Особо молодым, конечно, презервативы не достались - рано еще. Надо отдать должное Роману Пеккоеву - даже на "Сейшне" он умудрялся вести пропаганду.
  Узнав все о вреде алкоголя и наркотиков, двигаюсь на выступление "Трэйтор". Вот тут меня и застало удивление! Честное слово, я не был к этому готов. Откровенно (простите, парни) бесцветное выступление год назад… И на тебе! Группа шутя демонстрировала, что терпение и труд все перетрут, а уж вкупе с талантом… Словом, год репетиций не прошел даром. Трэш высшего качества (пытливые англоманы сочтут это выражение отвратным, но надо называть вещи своими именами)! Естественно, что не могли "Трэйтор" не занять первого места. Далее по программе всех впечатлили альтернативщики "Brain Damage" из Питера. Команда могла бы выступить и лучше. То есть зрители могли бы реагировать и ярче, однако, во-первых, все устали на "Трэйтор", а во-вторых, большой зал (в отличие от малого) как-то не располагал к танцам - сиденья мешали, поэтому зрители сидели и слушали, за исключением тех, кто умудрился танцевать около сцены. Затем отыграли "Zippo" (Сортавала). Группа эта уже знакома нашим зрителям по предыдущим фестивалям… На сей раз ребята отличились тем, что пожелали всем курить гашиш (не со сцены, слава Богу, а во время интервью). Им в противовес вышли на сцену христиане "Kingdom of God". Ну, я думаю, всем ясно, что там было… Каждому свое, понятное дело. Но лично мне милее не пропагандисты, а художники. Надеюсь, Богу тоже. Впрочем, это вопросы спорные, а, говоря по совести, группа смотрелась необычно, даже своеобразно. Наконец (не в том смысле, что долгожданный, а просто под занавес), "Северный Сектор" (вместе со мной; кстати, не могу не похвалить звук на сцене) отыграл свое, и фестиваль закончился.
  Илья АНДРЕЕВ   2012 год. Открытие юбилейного XX "Nord-Session". На сцену выйдет президент России и выступит в роли ударника. Ему подыграет на саксофоне Билл Клинтон, а дирижерскую палочку возьмет, конечно, Борис Николаевич. "Metallica" будет выступать на разогреве у костомукшских парней, и весь мир будет учить русский язык, чтобы понимать самые популярные во Вселенной песни. В учебники истории вставят параграф "История костомукшского рока", а наши концертные площадки… Ах, наши концертные площадки! Я еще не знаю точно, какими они будут, но будут они просто за-ме-ча-тель-ны-ми! А пока… А пока мы увидели VIII фестиваль Nord-Session. Черт подери, ведь здорово было!
"Новости Костомукши" от 15.12.2000

Новые краски старого рока
 События на восьмом международном фестивале "Nord Session' 2000", стартовавшем в минувшую пятницу в Косто-мукше, развивались стремительно. Приветственным словом к музыкантам и гостям фестиваля со стороны главы местного самоуправления Валерия Мамонтова стало соло на ударных инструментах. При этом вместо строгого костюма одет он был в майку с эмблемой фестиваля, отчего и выглядел словно бывалый рок-н-ролльщик, ставший лишь с годами серьёзным джазменом. Процедура приветствия закончилась словами организатора рок-фестиваля Вадима Андронова: "В добрый путь, фестиваль".   Характерной деталью фестиваля, отражающей современное стилевое развитие молодежной музыки, впитавшей в себя музыкальные формы от народных основ до элементов импровизационного, частью джазового звучания стало то, что открыла его группа "Reel" из Петрозаводска. В основе творчества этой группы союз этнической и современной музыки. Особый колорит композициям группы придает звучание таких редких инструментов, как рожок, ирландская свирель, йоухикко. Другой наш проект "Новый день" в своих композициях был более академичен, с акцентом на вокальный цикл народных песен, исполненных солисткой Изольдой Субботиной. "Как много девушек хороших", хотелось сказать о вокалистках групп фестиваля. На самом деле они пели в пяти разных командах. И тем более приятно, что лучшими были наши Изольда Субботина ("Новый день") и Ольга Гайдамак ("Reel"). Группа "Задвиги По-плавского" из Петрозаводска, существующая четвертый год, получила мощный заряд в своем творчестве с приходом нового вокалиста, автора текстов и музыки Егора Калашни-ка. Они цепляют каждой следующей песней, раз за разом значительно расширяя свою аудиторию на тех площадках городов, где выступают. Так было совсем недавно на петрозаводском "Космодроме ", теперь и в Костомукше.
  Основательно выглядела на фестивале петрозаводская группа "ККМ", возглавляемая Владимиром Рудаком (вокалист, автор текстов и музыки). В её песнях особый смысл и философское начало. Оно подкреплено ещё и серьезной аранжировкой композиций, исполняемых музыкантами Олегом По-ценковским, Алексеем Кобликовым и Алексеем Деревлевым. Песня "Титаник" и другие, по мнению многих музыкантов, - безусловные удачи группы. Возможно, поэтому у "ККМ" начинает складываться московский ангажемент. Недавно музыканты успешно выступили в известном столичном музыкальном клубе "Вермель".
  Второй день был озвучен горячим саундом представителей северного рока, группами из Мурманска ("Линия Маннергейма " и "Paracid"). Обе группы прилично сыгранны. Традиционно для команд, рожденных на Кольских скальных грядах, тяжелы и стремительны, словно пролетающие мимо железнодорожные составы. За этими раскатами грома, хардовыми гитарными завесами запомнились лишь саамские шаманские напевы у первых и шансонно-трудные размышления "за жизнь" о главном, наболевшем у вторых. Ежегодно на рок-фестивали в Костомукшу приезжают молодые питерские команды. И всегда это группы, стоящие на ближайших подступах к серьезной популярности в своем городе, а значит, и в России. В этом проявляется положительная закономерность нашего фестиваля и чутьё на будущие таланты.
  Приехавшие в Костомукшу команды заданную своими предшественниками планку не опустили. "Бомберс" давно специализируется на инструментальных композициях тяжелого рок-н-ролла. Участники многих байк-тусовок и фестивалей выступали в совместной программе с английским вокалистом Говардом Раукосом. Группа "Танки" известна в Питере уже пять лет, после выступления на большом рок-фестивале (стадион "Петровский", 1996). Там же, кстати, серьезно в первый раз дебютировал и наш "Револьвер". В Костомукше "Танки" запомнились своими лирическими композициями и пассажами сказочной и загадочной флейты.
  Пожалуй, главной фестивальной приманкой из Санкт-Петербурга этого года была группа "Торба-на-круче". Взрывная энергетика музыкантов, играющих в стиле любимой ими английской группы "Radiohead", накладывается на меланхолические тексты автора песен и вокалиста Максима Иванова.
  Две группы из Москвы были, скорее, чрезмерно традиционны. Как "Old Fashion", так и "Кризис миров". Первые представили программу, составленную из композиций романтического хард-рока 20-30-летней давности. Вокалист Сергей Глухов на сцене смотрелся не менее оригинально, чем сам Мик Джаггер. Вместе с москвичами успешно спела и молодая, перспективная вокалистка из Костомукши Юлия Тарасова. "Кризис миров" собрал в себя опытных музыкантов, понюхавших пороху рок-н-ролла ещё в самом начале восьмидесятых. Особен хорош вокалист группы Николай Венгржанович. Команда получила приз зрительских симпатий второго дня фестиваля.
  Из гостей фестиваля, финских рокеров, обе группы были привычно симпатичны. "Sneil on the plate" (Каяни) - очень молодая команда. Лидер и вокалист группы Лаури Кемппайнен 17 лет выглядел раскованно, словно на сцене он давным-давно. Его брат Матти, пятнадцатилетний соло-гитарист, уверенно вшивал свои цветные сольные партии в музыкальное полотно композиций, выдержанных в стильном хардкоре и рэпе.
  Группа "Dinamo" из Ювяскюля - более зрелый и один из самых продвинутых в Европе финских проектов: В прошлом году "D" была названа лучшей в своей стране. Плотный фанковый гитарный заряд, высокое инструментальное и вокальное напряжение с изящным налетом элегантности не остались незамеченными. Группа согласилась поддержать наш фестиваль, несмотря на свой плотный европейский гастрольный тур. После Костомукши у "D" концерт в Берлине, затем Гамбург и Амстердам. Гитарные арт-рок-сюиты группы "Декаданс" из Архангельска пробивают себе дорогу в наши две столицы, как когда-то их земляк Михаил Ломоносов. Первый альбом команды получил неплохую рецензию в популярном питерском журнале "FUZZ" . Dj Sol, Vanich MC & Ghetto Lights, исполняющие рэп в сочетании с Petrozavodsk All Stars, виртуозно танцующими брейкданс, завершали ежедневные концертные программы фестиваля.
 Владимир ПУХОВ (Северный курьер от 7.12.2000)
  www.kmk.nm.ru  kg@nm.ru 
Hosted by uCoz